Модератор

Можем ли мы понять, что есть целый мир за пределами известных нам понятий?

Художник Анна Овчарова пока что всего лишь три раза съездила в детские дома, но, возникшие вопросы о волонтерстве побудили ее написать свои размышления на эту тему. Благодарим Анну, за то что любезно поделилась своим постом.

Могут ли мозги в бочке осознать, что они мозги, заключенные в бочку? Можем ли мы своим умом понять хотя бы тот факт, что есть, возможно, целый мир за пределами известных нам понятий?

Я несколько лет хотела поехать в детдом, сейчас даже стыдно называть это словом "хотела", потому что, оказывается, возможностей сделать это много. Очень. Они буквально везде. Я думала,что приоткрываю дверь в чуланчик,а вывалилась прямехонько в параллельный мир. 
Всё, что я знаю - это мои три поездки, это даже не капля в море, в море потребностей детей. Но для меня лично - это приличный колодец размышлений, переживаний и новых мыслей. Я хочу рассказать так, чтобы, по возможности, не сделать вообще никаких выводов, потому что мне понятно одно: я взяла в руки только один пазл,в то время как 999 остальных находятся еще в коробке. 
Мой кто-то позаботился о том, чтобы расставить эти поезки в самой лучшей для меня последовательности: 
В первый Дом Малютки мы доехали практически к сон.часу, что прилично сузило мои первые впечатления. И слава богу! Врядли бы детям пошла на пользу бьющаяся в рыданиях тётя. Я побыла минут десять в млашей группе (возраст до года), и минут пятнадцать в средней (от 1 до 2 лет), старшие уже спали. В младшей группе меня удивило то, что детки ну точно такие как мои собственные, такие же щекастые, улыбчивые, хохочущие. Уж не знаю чего я и ждала там увидеть, но они поразили меня тем, что выглядели счастливо. Вопреки укоренившемуся во мне мнению, что персоналу не разрешают носить деток на руках, я видела как их носили, ими любовались, с ними лепетали и даже целовали. Хочу верить, что и без свидетелей,с ними обращаются так же. В средней группе, которая то максимум по возрасту отличается на год-полтора от младшей,я увидела совсем других детей.Не могу точно объяснить какие они именно,ну вот детдомовские уже. Меня потрясла эта разница между младшей и средней группой.Так быстро? Им ведь по полтора-два года, а они уже не ждут. Не ожидают любви, понимаете? ... Не исключено,что я драматизирую, мне не так легко отделить интуитивное от фактического. Может они просто были сонные? Я не знаю, а только делюсь тем, что успела ощутить. Там были два мальчика с тяжелыми диагнозами (типа дцп). Я поинтересовалась их дальнейшей планируемой судьбой, и узнала, что после дома малютки их переведут в специальные интернаты, где они будут находиться до 35-ти лет. Капец, вот он лежит малюсенький, и вот уже сразу рядом с ним лежит его судьба. Нянечка, с которой я говорила, не знала, что с ними бывает после этого возраста, и доживают ли они до него. И хорошо, потому что если бы я в первой поездке узнала сразу то, что узнала в третьей...
Старшая группа вся спала, это дети возраста Никиты. Я смотрела на них и думала, а падают ли они с кроватей во сне?..
Ребята, с которыми я ездила, привезли столько, что заполнили по пояс всю веранду, а главная няня почему-то больше всего радовалась горшкам.
Во второй поездке (школа-интернат до 18 лет) я проводила мастер-класс. А когда проводишь занятие, оказывается, не остается времени на составление общей картины происходящего. Формат был такой: мы все вместе рисовали большую картину, по очереди внося свою лепту.Совместная работа была призвана сближать, а результат - быть поводом для гордости. Со вторым нормально, а вот первое, думаю, не так уж им и нужно. Потому что есть. Мне удалось познакомиться с дюжиной детей, особенно запомнились Коля, который, видимо, в силу своего авторитета, всех, кто заглядывал в класс, легко "уговаривал" к нам присоединиться, и Андрей (с синдромом Дауна), который рисовал много и аккуратно, даже когда все остальные потеряли интерес. Андрей совсем непонятно говорил, но полностью все понимал и выполнял в точности как я просила. Это было мое первое тесное взаимодействие с подростком с таким диагнозом, и оно стало для меня открытием.Я познакомилась с классной руководительницей девятого класса, она такая же активная и приятная женщина, как и мои собственные учителя. А по возвращении, я нашла в фейсбуке группу этого интерната, которую, если мне правильно показалось, ведет сам директор. Жаль, что я не умею клонироваться, хотелось бы захватить все стороны поездки, позаглядывать в глаза каждому ребенку. 
Во время третьей поездки (в детдом-интернат для девочек с особенностями до 35 лет) я начинаю понимать новое еще по дороге туда. Я еду с другими ребятами и у них уже есть ответы на вопросы, которые только поднимаются во мне. Например: Ничего ли страшного, что мы мелькаем, разные люди? Каждый такой приезд для ребенка стресс, вот почему правильнее ездить в один и тот же интернат и регулярно.
Эта группа практически ничего не везет, но каждый, кто едет,подготовил занятие или лекцию. Они говорят, и я впервые задумываюсь об этом, что намного важнее чем вкладывать деньги в новый ремонт в интернате, вложить деньги и силы в социальную программу поддержки критических семей. Профилактика "заболевания", я начинаю понимать... Я вспоминаю маму-алкоголичку, с которой мы видимся на площадке. Я вспоминаю санитарочку, с которой познакомились в поликлинике, у нее нет денег, чтоб прокормить своего сыночка и поэтому он живет с ее бывшей свекровью, и она его не видит, и плачет. 
Если поездки в интернаты становятся чем-то более-менее модным, то забота о тех, кто может туда попасть ДО того, как они туда попадут - совсем еще слаба.Эти мысли - это целые глыбы для меня. А еще о том, что в нормальном обществе вообще не должно остаться интернатов. Я читала недавно, что в какой-то стране нет совсем бездомных собак,и даже приютов, все живут в семьях - я тогда даже подзависла на минутку: пыталась представить как это...
В этот раз я проводила занятие с десятью девочками по классической школьной схеме: за партами, у каждой свой объект для росписи, я подхожу к каждому человеку.С ними оказалось неожиданно легко. Тех, кто долго решался, я не торопила, а кто быстро перегорел - не удерживала. Одна девушка вообще предлагала не разукрашивать гипсового ежика, а поскорее выпустить в лес. Другая быстро нарисовала и крутилась остальное время возле зеркала. У третей девушки только один палец на руках, но она рисовала аккуратнее всех.А четвертая ползанятия неотразимо и заразительно улыбалась,ничего не делая, а потом таки принялась за творчество. Сказать, что мне с ними понравилось - ничего не сказать: непредвзятое, неиспорченное условностями общество.Я познакомилась с их учительницей,после чего мне стало грустнее: она совсем не смотрит в глаза собеседнику и устроилась сюда потому, что другой работы нет. И вот первое мне даже кажется страшнее второго. Моя подруга-волонтер рассказала, что после этих поездок ловит себя на мысли, когда видит идею для занятия или что-то красивое, "а вот это бы порадовало девочек!". Теперь и я ее понимаю. К слову, эти девочки и девушки - настоящие женщины: хвастаются сережкамии любят сумочки))
А на закуску, никаких итогов.Продолжение следует.